Что такое аутсорсинг

Что такое аутсорсинг

Итак, что представляет собой понятие «аутсорсинг»? В переводе с английского языка outsourcing означает «использование внешнего источника». Времена, когда суть бизнеса сводилась к активной перепродаже, давно прошли. Серьезный бизнес предусматривает получение максимального результата при минимуме затрат. Но как достичь этого? Для увеличения эффективности руководство компаний должно использовать любые способы, в том числе и альтернативные вроде аутсорсинга.

Нередко происходит так, что все свои силы предприятие бросает на решение каких-то второстепенных задач, отвлекающих от основного процесса. Речь идет о бухгалтерии, техническом обслуживании, программном обеспечении. Чтобы эффективно использовать имеющиеся ресурсы, целесообразнее будет перепоручить исполнение менее важных операций компаниям, действительно специализирующимся на таких операциях. Этот процесс и носит название аутсорсинга.

Первооткрывателем аутсорсинга стала всемирно известная компания Kodak. В начале 90-х ее руководство осознало, что достижение высокого рейтинга в сфере ИТ-технологий – не ключевая цель, которую преследует производитель фотопленки. В результате, было принято решение передать IT-звено компании IBM. Процесс оказался взаимовыгодным для обеих сторон. Кодак позаботилась о профессиональном IT-обслуживании, а IBM получила выгодный контракт. Сотрудники продолжили повышать свою квалификацию.

Компания Nike – еще один первоклассный пример успешного внедрения аутсорсинга. Сосредоточившись исключительно на дизайне одежды, «найковцы» передали на аутсорсинг пошив спортивной одежды и обуви, их распространение и реализацию. Принятые меры дали колоссальный эффект.

Виды аутсорсинга

Существует несколько разновидностей аутсорсинга. Давайте поговорим о них подробнее.

  • Производственный аутсорсинг.

Подразумевает полную/частичную передачу сторонней организации производства.

  • ИТ-аутсорсинг.

Вопросы внедрения, разработки, сопровождения информационных систем в компании решаются сторонними специалистами.

  • Аутсорсинг бизнес-процессов.

В данном случае речь идет об использовании знаний и наработанного опыта, имеющихся ресурсов и налаженной инфраструктуры аутсорсера (поставщика услуг) для организации собственных функций, достижения бизнес-задач.

  • Аутсорсинг управления знаниями.

Данный вид аутсорсинга предполагает управление различными процессами, требующими серьезной аналитической обработки и глубокого изучения. Аутсорсер помогает формировать и управлять базами знаний. В последующем эти знания могут использоваться для принятия важных решений. Сравнительно новый вид аутсорсинга, только начинает распространяться в США.

Недостатки аутсорсинга

Мы выяснили, что аутсорсинг оптимизирует бизнес-процессы компании и позволяет ей сосредоточиться на основных задачах. Между тем, недостатки у него тоже имеются. Давайте их перечислим:

  • Неполное использование основных ресурсов компании. Это связано с тем, что передача полного объема данных аутсорсеру по факту невозможна из-за риска безопасности. Представьте, что вы директор банка и передаете call-центру обзвон клиентов с предложением кредиток. Операторы получают доступ к данным ваших клиентов, включая код паспорта и идентификационного кода. А их какой-нибудь недобросовестный оператор может использовать в личных целях.
  • Насколько качественной окажется компания-аутсорсер, не знает никто. Всегда есть риск получить услуги сомнительного качества или отвечающие поставленным требованиям в неполной мере.
  • Потеря стратегических функций. Речь идет о том, что в процессе аутсорсинга можно потерять ценный опыт в данном направлении.
  • Заказчик всегда зависит от производителя. Опять же, есть риск того, что спустя какое-то время исполнитель просто поднимет цены на производимую им продукцию.
  • Недостаток, который перекликается с предыдущим. Если компания передает на разработку какую-то систему, есть огромный риск попасть в прямую зависимость от аутсорсера-исполнителя. Ведущая разработку системы компания становится обладателем важной информации.

Аутсорсинг в России

Пожалуй, первой ласточкой аутсорсинга в России стали охранные предприятия, предложившие другим компаниям надежную защиту бизнеса. Действительно, зачем содержать несколько штатных охранников сомнительной квалификации, если можно обратиться за помощью в нормальное агентство? За ними появились рекламные агентства, которые могли вести сложные маркетинговые проекты. Любой компании было проще обратиться за помощью в рекламное агентство (единоразово), заказать качественную рекламу и получить достойный результат, чем держать на постоянной зарплате штатного маркетолога.

Вслед за рекламными агентствами начали подтягиваться исследовательские компании, PR-агентства и разработчики веб-сайтов. Если же говорить о современном российском предпринимательстве, на аутсорсинг передаются такие задачи, как ведение бухгалтерии, обеспечение нормального функционирования офиса, услуги переводчика, транспортные/логистические услуги, ИТ-аутсорсинг, рекламные услуги и обеспечение безопасности.

Подводим итоги.

На первый взгляд может показаться, что минусов у аутсорсинга намного больше, чем плюсов. Однако это далеко не так. Все преимущества этого процесса с лихвой перекрывают недостатки, о которых говорилось выше. Действительно, риски есть, и немалые. Передав на аутсорсинг серьезный бизнес-процесс, вы рискуете потерять важные данные, бесценный опыт, десятки тысяч долларов прибыли (а возможно и больше). Однако любые риски можно минимизировать: начать работу с небольших объемов, попросить тестовый период, составить грамотный договор об оказании услуг и четко прописать, за что именно несет ответственность компания-аутсорсер. Стоит понимать, что процесс имеет весьма неплохие перспективы, в будущем обязательно станет еще более востребованным.

Статья из категории : Глоссарий
Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните необходимые поля:

Перед отправкой комментария соберите пазл на картинке ниже (защита от спама):