История создания социальной сети ОК
«Одноклассники», точно так же, как ВКонтакте или МойМир, являются одним из наиболее посещаемых ресурсов в Рунете. Находится социальная сеть «Одноклассники» на втором месте и уступает первенство лишь проекту Павла Дурова. Но каким образом и почему никому не известная изначально соцсеть завоевала сердца многомиллионной аудитории за сравнительно небольшой промежуток времени? Об этом, а также истории становления «Одноклассников» пойдет речь в статье.
Немного статистики
Проект «Одноклассники» позиционируется как многоязычная социальная сеть, созданная для поиска одноклассников и однокурсников, родных людей и родственников, непосредственного общения с ними. Она была запущена 4 марта 2006 года веб-разработчиком из России Альбертом Попковым.
Семья Попкова переехала в Москву в 1975 году. Уже в 16 лет Попков осваивал азы программирования и даже пытался заработать на этом. Сервис «Одноклассники» Альберт начал разрабатывать еще в 2000 году, однако смог запустить только в 2006 году. За два года существования в нем успели зарегистрироваться порядка 9 миллионов человек. Только в первом квартале 2008 года сайт Odnoklassniki.ru принес его владельцу 3.3 миллиона долларов, и порядка 25 миллионов за 2008 год. Первый год развития сеть была убыточной и смогла выйти в плюс только в 2009-м.
По данным за апрель 2010 года, данный сайт занимал пятое место по ежемесячному охвату для русскоязычной аудитории возрастом 14-55 лет. Уже в июле 2011 года проект насчитывал более 100 млн. зарегистрированных пользователей. В марте 2012 их было уже 148 миллионов, а в январе 2013 года – более 205 миллионов. Средняя посещаемость сайта составляла 44 млн. посетителей в сутки.
Развитие Одноклассников. 2006 год.
Изначально проект позиционировался как хобби. Человек по имени Альберт Попков развивал его как любительский проект с минимальными вложениями и надеждами. Он создавался в свободное от основной работы время. Первым официально зарегистрированным пользователем российского стартапа стал дизайнер социальной сети Дмитрий Уткин. Примечательно, что аудитория сайта начала стремительно расти без каких-либо серьезных вложений и рекламы. В ноябре 2006 года она уже достигла 1.5 миллиона зарегистрированных пользователей. Создатель портала принял решение зарегистрировать «Одноклассники» как юридическое лицо. В ом же году возникли серьезные финансовые проблемы. Социальная сеть требовала хороших финансовых вливаний, которых пока не было. Личные деньги Попкова стремительно таяли, и программист оказался перед непростым выбором: продать перспективный проект или продолжить его развитие, найдя хорошего инвестора. К счастью, осенью 2006-го года такой человек был найден. «Одноклассники» почти мгновенно изменили технологическую платформу, привлекли квалифицированных специалистов и почти мгновенно стали серьезной компанией.
2007-й год. Первые плоды славы.
Любой проект при достаточной финансовой поддержке и структурно-технологических изменениях будет развиваться дальше. Социальная сеть «Одноклассники» не стала исключением. Летом 2007-го года аудитория сайта увеличилась почти до 4 миллионов посетителей. Сайт начал обрастать совершенно новыми возможностями и функциями. Например, появилась возможность выделить самых любимых друзей, просмотр списка гостей, отображение «друзей моих друзей» и пр. Теперь можно было искать своих знакомых не только по школе, но и по ВУЗам, местам отдыха и работы, службы. Между тем, как уже говорилось выше, при всем своем функционале и многомиллионной аудитории до 2009-го года сайт оставался убыточным.
Сентябрь 2007-го года ознаменовался для проекта продажей 30% акций латвийскому предприятию Фортиком (в настоящий момент социальная сеть принадлежит Mail.Ru Group). Спустя всего пару месяцев после заключения сделки произошел очередной всплеск активности пользователей. В ноябре 2007-го года проект во второй раз стал лауреатом престижной премии «За вклад в развитие Интернета в России».
2008-й год. Первый финансовый скандал.
По подсчетам аналитиков, в 2008-й год «Одноклассники» вошли с приличной аудиторией в 25 миллионов человек и 6 миллионах ежедневных посещений. Активные пользователи смогли создавать так называемые группы по интересам, наполнять персональные фотоальбомы. Неожиданно для всех в октябре регистрация в социальной сети Попкова стала платной. Интересно, что разработчики оставили возможность «усеченного» использования соцсети, при котором нельзя было ни загружать фотографии, ни отправлять сообщения. Для получения полноценного доступа к функционалу требовалось отправить текстовое сообщение.
Финансовый скандал пришел к Попкову так же неожиданно. Оказывается, он заключил трудовой договор с i-CD Publishing в то время, когда уже работал над «Одноклассниками». То есть, авторская сеть Попкова стала своего рода конкурентом проекта Пассадо, для разработки которого и был нанят российский специалист. В результате длительных переговоров стороны нашли компромисс. Попков выплатил британцам небольшую по тем временам компенсацию и оставил за собой право на «Одноклассники».
Выручка от рекламы в российской социальной сети составила порядка 35 миллионов американских долларов, а инвестиции превысили 3-4 миллиона. Между тем, аудитория росла так стремительно, что руководству требовалось найти еще 7 миллионов долларов для обеспечения бесперебойной работы web-сайта.
2009-й год. Выход на прибыль.
В 2009-ом году по объему русскоязычной аудитории в возрасте от 14 лет до 55 «Одноклассники» впервые вышли на почетное пятое место среди всех остальных сайтов. В частности, появилась услуга, которая позволяла закрыть свою страницу от просмотра посторонних пользователей.
Даже в финансовом отношении 2009-ый стал переломным. Именно тогда социальная сеть начала приносить прибыль. В конце года она достигла 11.6 млн. долларов. Примечательно, что всего год назад сеть была должна кредиторам 95.3 млн рублей.
2010-й год. Новый владелец.
Не менее знаковое событие произошло в истории «Одноклассников» в 2010-м году. 31 августа проект стал собственностью компании Digital Sky Technologies. Меньше чем через месяц она сменила прежнее название на Mail.ru. Теперь новый владелец контролировал 100% акций социальной сети «Одноклассники».
Стоит заметить, что предприятие Mail.Ru Group начало покупать акции проекта Попкова почти год спустя даты основания «Одноклассников». В начале 2009-го оно владело уже 75% акций, а в 2010-м DST стало практически единоличным и 100% владельцем соцсети.
Число пользователей второй после ВКонтакте социальной сети перевалило за 45 миллионов. Разработчики продолжили расширение функционала. Одна за одной на сайте начали появляться игры и первая бета-версия видеочата. А в конце августа платную регистрацию наконец-то отменили.
К концу 2010 года выручка соцсети «Одноклассники» составила 68.9 млн. долларов, а чистая прибыль достигла 31.6 миллионов. Удивительно, что большая часть дохода (а это 45.7 миллиона долларов) пришлась не на рекламу, как считали многие, а на дополнительные, второстепенные услуги. Речь идет об игрушках, на которые мгновенно «подсела» львиная часть аудитории. Продвигать их руководство соцсети начало еще в начале апреля 2010-го. Спустя два года на игровых приложениях «Одноклассники» заработали 135 миллионов американских денег. На то время эта сумма составляла почти половину от игрового рынка интернета.
2011-й год. Прибыль растет.
2011-ый год ознаменовался введением абсолютно новой системы авторизации. У пользователей наконец-то появилась возможность использовать контактные данные из соцсети и на других порталах. Разделение друзей на группы, прикрепление к аккаунту банковских карт также стало доступно в этом году. Не могли остаться в стороне и медиа-возможности. Так, в «Одноклассниках» появился совершенно новый музыкальный раздел. Панель со ссылками на различные проекты Mail.ru появилась в верхней части страницы Одноклассников.
Только за первую половину 2011-го года выручка соцсети превысила 57 миллионов долларов и составила ¼ всей выручки Mail.Ru. По сравнению с прошлым 2010-ым годом, суточная аудитория «Одноклассников» выросла почти в два раза.
2012 – 2014 годы. Новые рекорды.
Несмотря на то, что Mail.Ru ожидали новые финансовые конфликты, связанные с британской фирмой, в 2012 году число пользователей соцсети «Одноклассники» превысило отметку в 135 миллионов. В 2013-м году ежедневная аудитория достигла 40 миллионов человек. Сама по себе социальная сеть «Одноклассники» оказалась в десятке самых лучших соцсетей мира. Согласно статистике, в российской сети для общения и поиска одноклассников зарегистрировались пользователи из 229 стран мира. Например, в США на тот момент проживало 1 миллион регулярных посетителей «Одноклассников».
2014-й год ознаменовался дальнейшим расширением функционала и ростом аудитории. Социальную сеть «научили» отмечать себя на фотографиях друга, делиться видео (даже появилась специальная кнопка!), подписываться на видеоканалы, отправлять видео в сообщениях.
Вопрос приватности.
Вопрос приватности в социальной сети «Одноклассники» всегда стоял достаточно остро. Сегодня каждый пользователь сети может увидеть имена тех, кто посещал его страничку. Также существует специальная «Лента активности», в которой отображаются все публичные действия пользователей вроде добавления друзей, загрузки фото, сообщений в группах и пр. При подключении платной услуги «Невидимка» всегда можно скрыть посещение от посторонних глаз.
Еще одним способом обеспечения приватности пользователей в «Одноклассниках» является создание виртуала. Еще одним способом скрыть посещение странички пользователя является удаление аккаунта. После этого у всех пользователей, чьи страницы были посещены, перестанет отображаться даже упоминание о факте захода.
Еще один нюанс в завершение. У пользователей нет возможности сменить адрес своей почты, если они не имеют доступа к телефону, которые принимает короткие сообщения.