Что такое управление цепями поставок
Управление цепочкой поставок – понятие, которое вошло в обращение сравнительно недавно. Термин этот достаточно объемный и включает в себя такие определения как Efficient Customer Response и Distribution Resource Planning.
Было бы странно рассматривать SCM в свете простого определения. Скорее, это новая стратегия компании, подразумевающая формирование сети сбыта, при которой все необходимые товары будут доставляться в нужное место и в нужное время с наименьшим числом издержек.
Эффективность внедрения SCM зависит от того, какие именно товары производятся и реализуются компанией, какую политику она использует при взаимодействии с дистрибьюторами и потребителями. Одним словом, будьте готовы, что каждый раз SCM будет разной.
Впервые концепция Supply Chain Management была предложена Кейтом Оливером в 1982 году. До начала 90-х производственный бизнес рассматривался как совокупность трех абсолютно независимых подсистем: производства, снабжения и сбыта. Между тем, после дальнейшего распространения систем управления MRP II/ERP стало очевидно, что использование современных IT-технологий и развитие ПО могут вывести управление бизнесом на кардинально новый уровень и обеспечить высокую интеграцию бизнес-систем. Обычные ERP-системы не в состоянии обеспечить должный уровень интеграции. Вот почему для реализации требований SCM были предложены абсолютно новые продукты.
7 основных принципов Supply Chain Management:
- Сегментирование покупателей на основе их потребности в сервисе.
- Ориентирование логистической сети на клиента.
- Отслеживание рыночного спроса и последующее планирование.
- Изучение спроса.
- Стратегическая планировка поставок.
- Разработка цепи снабжения.
- Использование других методов захвата новых каналов распределения.
Ключевые сегменты SCM.
В отличие от тех же ERP-систем, которые рекламировались как универсальные и применялись ко всем отраслям бизнеса, продукты категории Supply Chain Management ориентированы на конкретные направления бизнеса. Выделяют несколько отраслевых областей применения средств для управления цепочками в бизнесе.
- Производство (англ. process).
- Производство прямо на склад (англ. make-to-stock).
- Производство на заказ (англ. make-to-order).
- Сборка под заказ (англ. discrete).
- Розничная торговля (англ. retail).
- Сервис-ориентированный бизнес (англ. service-intensive).
- Дистрибуция (distribution).
Отметим, что ранее розничная торговля рассматривалась как отдельный функциональный блок любого бизнеса. В последнее время можно наблюдать тенденцию включения ритейла в единую систему управления бизнесом.
Анализ цепочек SCM, российская специфика.
Логистическая цепочка SCM представляет собой достаточно интересный инструмент управления бизнесом. Ниже будут перечислены типичные вопросы, которые может решить Supply Chain Management:
- Какой следует сделать структуру дистрибуции, систему складов, готовой продукции, чтобы уменьшить операционные издержки?
- Как оптимизировать схему доставки товаров на виртуальный рынок, как управлять цепью добавочной стоимости?
- Где производить необходимый товар для последующей поставки на региональный рынок, как организовать схему поставки на этот рынок?
Проанализировать логистические цепочки достаточно просто. Стоимость товаров всегда формируется на протяжении всей цепочки. Наиболее управляемыми звеньями цепи с точки зрения цены являются начальные стадии (например, производство товара), а наименее подконтрольными – последние, непосредственно связанные с продажами.
Два прекрасных примера того, насколько важным является анализ логистических цепочек.
- Управление и последующая оптимизация потребностей поставок для регионов, которые требуют особых материалов или комплектующих. Например, детский трикотаж с рисунком производится в Китае, но экспортируют его почти во все страны мира. Вполне логично, что для Канады и Пакистана требования к рисункам будут совсем разными. Другая ситуация – рождественский подарочный набор, который включает в себя подарки, специфичные для каждого государства. Конечно же, их необходимо упаковать, доставить и пр.
- Общий случай глобальной дистрибуции. Здесь необходимо сосредоточиться на проблеме управления дистрибуцией и снижении издержек с учетом особенностей региона.
Специфика применения данной концепции в России состоит в том, что более-менее значимые фирмы в России имели дело с управлением логистическими цепочками, а не с «простыми продажами». Многие управленцы до сих пор не осознали или не осознают этого. Неумение управлять, непонимание сущности сложного бизнеса в конечном счете обернулось уходом с рынка.
Вывод. К сожалению, понятие Supply Chain Management прижилось в нашей стране не до конца. Многие предприниматели путают управление дистрибуцией с управлением цепями поставок. Эта концепция воплотилась в различном ПО. Некоторые системные интеграторы и вовсе трактуют модуль SCM как неотъемлемую часть систем ERP/CSRP в плане задач, перечисленных выше. Однако нужно понимать, что SCM – это совершенно новая концепция ведения бизнеса, которая направлена на оптимизацию ресурсов при взаимодействии всех участников. Двигаться вперед не получится, если не допускается взаимное проникновение идеологий ERP/CSRP, APS и Supply Chain Management.
Таким образом, модуль Supply Chain Management и соответствующие ему финансовые инструменты позволяют создать самый настоящий «виртуальный бизнес» из системы нескольких компаний. Он может охватить весь жизненный цикл товаров или, наоборот, разбить одну большую организацию сразу на несколько «виртуальных бизнесов». Каждый из них сможет обеспечить поддержку всего спектра «виртуальных систем управления». Но такая система работает корректно, если прозрачной будет вся «виртуальная» логистическая сеть, сформированная компанией.