Разбираемся в понятии POS
Если в общих чертах, то POS – это point of sale или точка продаж. POS можно считать любое место, в котором продавец что-то реализует, а покупатель принимает окончательное решение о покупке. Все, что мы сейчас перечислим, относится к POS: бутики, рынки, магазины сетевого ритейла, специализированные магазинчики, розничные сети широкого ассортимента товаров и пр.
С точки зрения маркетинга POS представляет собой некую совокупность оборудования, предназначенного для выкладки и дальнейшей демонстрации товара. Point of sale – это и торговые терминалы, и прикассовая зона, и различные рекламно-информационные средства, стимулирующие приобретение товара в месте реализации. Торговый зал как точка продаж является местом, где покупатель делает выбор в сторону приобретения товара, попадая под влияние рекламы. Именно POS является основным маркетинговым инструментом, стимулирующим сбыт. В своей практике маркетологи используют данное средство достаточно часто. Хотя бы потому, что покупатели не воспринимают POS как привычное место рекламы. Соответственно, и доверие покупателя намного выше. Сегодня борьба за потребителя давно перешла от СМИ к прилавкам торговых точек.
Основные функции POS
Ниже хочется перечислить ключевые функции поинт оф сейл с точки зрения маркетинга:
- Предоставление покупателям возможности выбора того или иного товара.
- Информирование покупателей. Подтверждение того, что товар присутствует в данной точке продаж.
- Коммуникативная функция. Покупателю сообщают некую информацию о товаре, который заинтересовал его.
- Функция ориентирования. Покупателю помогают в поиске товара среди других в месте продаж.
- Зонирование торговых зон. Любое торговое пространство желательно разбить на отделы.
- Мотивация покупателей. Потребителей побуждают к совершению покупок.
- Экспонирование товаров. Место выкладки товара по-особому выделяется. Это позволяет привлечь дополнительное внимание.
- Брендинг. POS напоминает о существовании товара, закрепляет необходимые ассоциации.
POS-материалы
Point of sales materials – это специальные материалы, помогающие продвигать товар или бренд в местах продаж. Разнообразие POS-материалов впечатляет и поражает одновременно: пластиковые папки, бирки, портфели, календарики, диспенсеры, стаканы, чашки, шелфтокеры, пластиковые лотки, декоративные магниты, стопперы, воблеры, закладки, блокноты, другие сувенирные изделия, распространяемые в местах продаж. POS-материалы используются для эффективного продвижения товаров и привлечения внимания. Это хороший пример BTL-рекламы.
Изучая те или иные POS-материалы, покупатель получает подробную информацию обо всех преимуществах реализуемой продукции. Так или иначе, за счет информативности POS-материалы стимулируют процесс продаж. Умело спланировав свою рекламную кампанию, даже при самом скромном бюджете продавец сможет успешно продвигать товар в местах реализации.
Виды POS-материалов
Мы только что выяснили, что представляют собой POS-материалы и какую важную роль они играют в рекламе. Настало время подробнее познакомиться с их разновидностями.
POS-материалы в зоне наружного оформления
Основная задача: помочь покупателю найти точку, которая реализует интересующий его товар. POS-материалы привлекают внимание потребителя, побуждают его зайти в магазин, сообщают о наличии продукции.
Ярким примером таких POS-материалов могут служить штендер, панель-кронштейн, тротуарная графика. В последнем случае привлекающая внимание картинка клеится прямо на асфальт. Штендеры устанавливаются перед входом в здание, а панели-кронштейны цепляются к торцу зданий.
Используя наружное оформление, маркетологи должны сделать все, чтобы потенциальные покупатели заметили место продаж. Во-вторых, если место продаж найдено, необходимо побудить покупателя зайти. Качественное наружное оформление позволяет покупателям мгновенно определять, какой именно тип торговой точки находится перед ними, какой может быть цена, какие вообще товары здесь могут продавать.
POS-материалы во входной группе
Основная задача: напоминать о предложениях различных торговых марок или конкретных товаров в определенной точке продаж. Обычно для оформления здесь используются таблички и product cards. С табличками все понятно, а вот что такое продакт кардс? Вы наверняка их видели – это плакаты с указанием цен и рельефным изображением товаров. Чаще всего изготавливаются из пластика либо картона.
Также во входной группе можно увидеть рекламные наклейки на брелках и ячейках камеры хранения, на тележках и корзинках покупателей.
POS-материалы в месте выкладки
Данный вид материалов несет покупателям информацию о товаре прямо на месте. Бывают нескольких видов: полочные (закрепляются на торце стеллажных полок, представляют собой пластиковые полосы), настольные (размещаются на горизонтальной поверхности), подвесные (карманы, в которых размещается подробная инфа о товаре), держатели ценников (любые другие приспособления вроде иголок, уголков, подставок, прищепок).
Полнота информации является основой доверия к товару и сильным фактором, влияющим на принятие решения.
POS-материалы, которые используются в HoReCa
Сюда можно отнести меню-холдер. Его слова-синонимы: подставка под меню, держатель меню.
Интересно, что находясь в прикассовой зоне, покупатель потратил свой основной бюджет. Здесь он прикидывает остаток и суммарную стоимость. Вот почему у касс чаще всего размещают недорогие товары, которые можно купить на остаток. Именно здесь происходит «импульсная покупка». Довольно часто в данной зоне используются различные дополнительные POS-материалы для привлечения внимания и экспонирования: воблеры, стикеры, различные лотки для мелочи и даже световые короба. Летом в прикассовой зоне весьма эффективно зарекомендовала себя установка ларей с холодными напитками и мороженым.